https://t.me/libertarian_theology/355 "Консьюмеризм, постмодерн — финальная форма модерна, а «новый атеизм — надстройка консьюмеризма; наше Писание — реклама, наше благочестие — шопинг», пишет Харт и продолжает, перефразируя Маркса: «иррелигиозность — опиум для буржуазии, вздох угнетенного эго, сердце мира, заваленного игрушками». Новый атеизм — идеологическое обоснование жизни, ценностей и мышления буржуа. В мире, где единственный императив — тратить и покупать, сложно задуматься над тем, что не является вещью. И обратно: когда вы постигаете мир как материальную вещь, вы строите вещистское общество. Харт здесь проявляет блестящую марксистскую логику: всякая метафизика, всякая идеология, всякая картина мира есть следствие социально-экономического базиса; атеизм и материализм есть, конечно, чисто буржуазные идеологии. Маркс, «Экономически-философские рукописи»: «Чувство, находящееся в плену у грубой практической потребности, обладает лишь ограниченным смыслом. Для изголодавшегося человека не существует человеческой формы пищи, а существует только ее абстрактное бытие как пищи: она могла бы с таким же успехом иметь самую грубую форму, и невозможно сказать, чем отличается это поглощение пищи от поглощения ее животным. Удрученный заботами, нуждающийся человек невосприимчив даже к самому прекрасному зрелищу; торговец минералами видит только меркантильную стоимость, а не красоту и не своеобразную природу минерала; у него нет минералогического чувства». Так Маркс политэкономически подтверждает правоту Харта: капитализм есть нечто такое, что не позволяет видеть в реальности «высшую причинность» и трансценденталии. Следовательно — впрочем, ни Харт, ни Маркс об этом уже не говорят, — если вы хотите бороться с атеизмом и материализмом, боритесь против капитализма. Если вы хотите бороться с капитализмом, боритесь против атеизма и материализма. Харт в итоге обвиняет новых атеистов просто в глупости — из-за их неспособности видеть нечто большее, чем механические взаимодействия. Столь глупыми, что они в итоге отрицают сам разум. Это обвинение было бы само глупостью, если бы Маркс не писал в «Экономически-философских рукописях»: «капиталистическое производство производит человека не только в качестве товара, не только человека-товар, человека с определением товара, оно производит его, сообразно этому определению, как существо и духовно и физически обесчеловеченное. – Аморальность, вырождение, отупение и рабочих и капиталистов. – Продукт этого производства есть товар, обладающий сознанием и самостоятельной деятельностью,.. человек-товар…», «капитализм производит слабоумие, кретинизм как удел рабочих»; «частная собственность сделала нас столь глупыми и односторонними, что какой-нибудь предмет является нашим лишь тогда, когда мы им обладаем. На место всех физических и духовных чувств стало простое отчуждение всех этих чувств – чувство обладания. Вот до какой абсолютной бедности должно было быть доведено человеческое существо». Восстановление человечности, преодоление глупости, возвращение человеку всего многообразия мироздания возможны таким образом только при ликвидации частной собственности. Преодолеть эту ситуацию практически (не в книжке или статье, а не деле) можно только при снятии человеческого самоотчуждения: при ликвидации капитализма, когда всё и все перестанут самой социально-экономической действительностью редуцироваться к материальным объектам, то есть к кретинизму."