https://t.me/tsvetkov_party/154
"Человек, способный к расшифровке современного искусства перестает нуждаться в современном искусстве как в специальной, провоцирующей его, области. Это, конечно, потенциально угрожает галереям, премиям, статусам звезд, репутациям экспертов и т.п. Но это открывает нам важнейшую истину: современное искусство это такое искусство, которое содержит в себе проект собственной отмены, утопию преодоления собственных границ, как ребуса для интеллектуалов и эстетов. Эта утопическая претензия, заключенная в современном искусстве как таковом, этот самоубийственный и самый важный для меня, план, отсылает нас к мечте об обществе, состоящем из образованных и самостоятельных людей, способных к ответственному суждению и сколь угодно сложной расшифровке всего, что они видят, о таком обществе, в котором нет специальных привилегированных сфер, высших и низших классов, искушенных умников, способности которых обеспечены за счет невежества непросвещенной толпы. Самая правильная мысль, которая возникает у зрителя при знакомстве с современным искусством: «Я тоже так могу». Реакционный вывод из этой мысли: «а значит, это искусство – говно, потому что я знаю, что я никто». Прогрессивный вывод из этой мысли: «а значит, однажды все станут художниками и больше не будет никакого отдельного искусства, пассивных потребителей, классового подавления, очарованной зрелищем толпы». В этом анархистский утопизм и революционный потенциал современного искусства как такового, а не отдельных его представителей. Каждый из нас может нарисовать черный квадрат, как Малевич. Каждый из нас может добавить Моне Лизе усы, как Дюшан. Каждый из нас может попробовать пожить в одной комнате с койотом, как Бойс (но койота нужно выбрать поспокойнее). Каждый из нас может поджечь художественно ценную дверь «конторы», как Павленский. В этой доступности и отсутствии специальности современного искусства заключено обещание общества равных возможностей т.е. бесклассового мира.
Но это обещание находится в плену у капитализма, культивирующего «авторство», «первичность и вторичность жеста», «статус», «место и условия презентации», «реакцию авторитетной критики» и т.п.
Революции современное искусство, конечно, не совершит. Скажем больше, оно и возникло как особая компромиссная территория, куда «отводятся» революционные устремления из других, более серьезных областей (политика и особенно экономика). Но оно вечно намекает на революцию и как бы перманентно спрашивает нас: почему революция до сих пор не произошла? Почему мы до сих пор делимся на тех, кто «въезжает» и тех, кто «не в теме»? Почему неравенство на всех уровнях воспроизводится до сих пор? Почему до сих пор существует такая двусмысленная и противоречивая форма деятельности, как «современное искусство»?"